Что лучше купить: седан или лифтбэк
Автопроизводители постоянно проводят эксперименты с разными типами кузовов. Очень долгое время автомобильной классикой оставался седан, но сегодня у него появился конкурент в лице очень близкого родственника – лифтбека. В чём разница этих кузовов и что они собой представляют.
Что такое седан и лифтбек
Изначально автомобили имели следующую компоновку – заднее расположение двигателя, который устанавливался прямо под пассажирами. Позже моторы переехали вперед, а сзади к машинам крепили короба для различного багажа. Со временем короба стали превращаться в составную часть кузова, а из-за своего назначения они получили название – багажник.
Багажник у седана представляет собой горизонтальную нишу, крышка которой находится сверху. Стекло остаётся неподвижным, но главная особенность всех седанов – это разделение объёмов багажника и салона. Груз всегда изолирован от пассажиров и водителя.
Лифтбэк стал дальнейшим развитием седанов, но появился благодаря маркетологам. Их выпускали с целью освежить модельный ряд и пробудить у покупателей вновь интерес к марке. Лифтбек представляет собой тот же самый седан, но крышка багажника у него крепится к крыше и поднимается вместе с задним стеклом. В отличие от седанов, кузов этих автомобилей может составлять с багажником один объём или два.
Типичные представители данного типа кузова:
- Toyota Celica 1973 года – самый первый лифтбэк;
- ИЖ «Комби» — первый советский лифтбек, напоминающий универсалы тех лет;
- Skoda Octavia – первые модели;
- Skoda Rapid;
- ЗАЗ «Славута»;
- Lada Granta;
- Seat Toledo;
- Opel Vectra C.
Между лифтбеком и седаном со временем появилось соперничество, автовладельцы стали пытаться искать между ними сходства и различия, а также преимущества и недостатки.
Разница между лифтбеком и седаном
Многие путают эти кузова и это справедливо, ведь внешне седан и лифтбэк практически не отличаются. Но существует несколько отличий, которые ставят точку в этом вопросе:
- Крышка багажника крепится к крыше у лифтбэка. Это, пожалуй, самое основное отличие двух автомобилей, но здесь есть исключение из правила – автомобиль Skoda Superb поддерживает два вида открытия крышки багажника, что делает его и седаном и лифтбеком одновременно.
- Крышка багажника у лифтбека намного короче, нежели у седанов. И хотя существуют седаны с такой же короткой крышкой, для увеличения проёма погрузки, у них делают большую высоту этой самой крышки.
- Разница между кузовами лифтбек и седан может заключаться в длине кузова. В большинстве случаев седан короче.
- Это касается не всех моделей, но у лифтбэка ухудшена жёсткость кузова, так как между крышей и нижней частью авто слишком большое пустое пространство и при высокой скорости чувствуется ухудшенное управление, например, у Lada Granta.
Зная, чем отличается любой седан от лифтбэка, можно говорить о преимуществах и недостатках.
Чем лифтбек лучше седана
Данные кузова имеют много отличий и одновременно обладают некоторыми сходствами. Но их отличия определяют факторы, которые будут влиять на эксплуатацию. Перед седанами лифтбэк имеет следующие преимущества:
- Погрузка грузов намного удобнее. Широкая задняя дверь позволяет без проблем загрузить крупногабаритный груз. Седан имеет ограничения по проему.
- Шире возможности для грузоподъёмности. Но речь идёт не о весе перевозимого груза, а о его объёме. Не закрывая крышки багажника, на лифтбэке можно перевести груз крупнее, чем на седане.
- Больший объём багажника. Касается это не всех моделей, но в большинстве случаев лифтбэк может даже заменить универсал. Одним из ярких примеров можно считать ИЖ «Комби».
- Мода. Несмотря на то, что внешне седаны и лифтбэки идентичны, при открытом багажнике у последнего есть все шансы походить на спортивный автомобиль, а значит, приковывать взгляды. Но это скорее тенденция моды и вкусов, нежели практичности. Тем не менее статистика продаж говорит о резком росте популярности таких кузовов.
- Стеклоочиститель заднего стекла. На седанах такой опции нет, а вот лифтбэки оснащаются обязательно, наравне с универсалами и хэтчбэками. А опция действительно полезная, учитывая проблемы с обзорностью на таких больших автомобилях.
У лифтбэка есть и недостатки, которых, впрочем, не так уж и много:
- При отсутствии задней полки грузы, находящиеся в багажном отсеке, при ДТП полетят вперед и могут нанести неприятные травмы. Полку могут демонтировать в связи с необходимостью увеличения объёма для погрузки крупной поклажи, когда багажник нужно забить полностью.
- Отсутствие изолированности. В лифтбэке объём багажного отсека объединён с пассажирским, из-за чего в салон в будущем будет проникать больше пыли. В этом плане седан явно лидирует.
- Отсутствие задней перекладины, ограничивающей высоту багажника на уровне кузова, делает своё дело. Жёсткость кузова страдает и на большой скорости это ощущается: задняя часть лифтбэка на скорости начинает «играть», создавая колебания, которые отражаются на управляемости. В результате автомобиль хуже держится на дороге, что чревато последствиями.
- Такой тип кузова стоит дороже, так как его производство сложнее, да и располагают им в большинстве случаев только представители премиум сегмента. В настоящий момент единственная бюджетная марка, которая производит лифтбэк в России, – это Lada.
Но стоит понимать, что недостаток с прочностью кузова не влияет на пассивную безопасность автомобиля. Имея общие с седаном черты, лифтбэк длиннее и располагает большими задними стойками. В случае ДТП при ударе сзади шансы на выживание у пассажиров седана и лифтбэка одинаковые.
При выборе кузова следует руководствоваться практическими целями. Если автомобиль не предназначен для путешествий и не требует частой перевозки большого багажа, то с лихвой хватит и седана. А вот любителям универсалов и хэтчбэков, для которых важны параметры багажного отделения, целесообразнее будет подобрать лифтбэк.