Самые опасные автомобили в России и мире: рейтинг 2023 года и статистика
Сегодня автопроизводители начинают разработку автомобиля с вопросов безопасности. Это касается не только систем активной безопасности. Последствия краш-тестов играют ключевую роль в коммерческом успехе определённой модели. И ежегодно рейтинги самых опасных и наиболее безопасных автомобилей в мире обновляются.
Оценочные критерии
Даже без учёта результатов краш-тестов потенциальный покупатель самостоятельно способен составить для себя набор критериев, чтобы при нахождении в автомобиле чувствовать себя в безопасности. Объективно такими критериями выступают:
- Возраст модели. На дорогах скорости становятся всё более высокими. Понятно, что системы активной и пассивной безопасности на машинах современных и 20-летней давности не могут одинаково успешно обеспечивать безопасность. А в некоторых случаях они просто отсутствуют. С учетом определённой дряхлости таких экземпляров в результате дорожной аварии машины просто способны развалиться на части.
- Класс автомобиля. Легко представить повреждения после аварии какого-нибудь пикапа VW Amarok по сравнению с ВАЗ-2108. И дело не только в размерах. Про подушки безопасности на машинах того времени ничего даже не знали.
- Системы безопасности. Конструирование кузова автомобиля сегодня выполняется с предусмотренными зонами разрушения. Об этом можно не говорить, если вспомнить, как происходит сминание передней части классических моделей АвтоВАЗ при фронтальном ударе.
Нетрудно предположить, что возрастные машины несут в себе повышенную опасность с учётом высокой вероятности быть в аутсайдерах сразу по нескольким позициям.
Для получения объективной картины по любой произвольной модели лучше воспользоваться комплексной оценкой, которая включает в себя:
- результат краш-теста;
- статистику аварийности для отдельно взятой модели;
- число ДТП, где отражена статистика страховых случаев для модели автомобиля.
Пусть краш-тесты не проводятся для каждой модели из числа находящихся на дорогах, но остальные сведения можно получить из открытого доступа.
Статистика аварийности
Представленные выше результаты больше касаются современных моделей, которые прошли тестовые испытания. Но на дороге своя статистика, которая носит более печальный характер.
Анализ аварийности в России позволяет составить свой рейтинг, где модели отдельных автопроизводителей расставлены по числу погибших в ДТП. В этом случае среди автомобильных брендов выделяются модели (с показателем процента погибших в авариях выше 50%):
- ВАЗ — 68,6;
- Daewoo —67,9;
- Chevrolet —55,9;
- Renault —55,0;
- Chery— 53,8;
- Kia —52,0;
- Honda —51,4.
Если принимать во внимание количество погибших на каждые 100 человек травмированных, то рейтинг по мере убывания составлен в такой последовательности:
- ВАЗ — 9,5;
- ГАЗ — 8,8;
- Mitsubishi — 8,5;
- BMW — 8,5;
- Chery — 8,4;
- Toyota — 8,1;
- Audi — 8,1;
- Chevrolet — 8,0.
Победитель среди самых опасных автомобилей
Казалось бы, если боишься в случае аварии быть травмированным, то можно купить автомобиль побольше и не так уж волноваться. Но и в этом случае показатель краш-тестов опровергнет этот стереотип.
Самый опасный автомобиль был выявлен после краш-теста фургона Mitsubishi Express. Этот грузовой микроавтобус — прямой наследник известного в РФ Renault Trafic.
Первые баллы списания машина получила за ряд недоработок:
- отсутствие для среднего пассажира средства защиты, кроме поясного ремня;
- отсутствие электронных ассистентов водителя;
- отсутствие защиты для пассажиров (в первом ряду) средств защиты грудной клетки.
Отмечено, что за счёт массивного бампера фургон предоставляет опасность для встречных легковых автомобилей и пешеходов.
Итак, после дополнительно проведённых тестовых испытаний в разных положениях установлена гарантированная защита:
- пассажиров и водителя — всего на 55%;
- пешеходов — на 40%;
- защитные системы получили всего 7% от 100% возможных.
Результатом стало получение фургоном Mitsubishi Express 0 баллов из 5 возможных. Хотя ранее, по менее жёстким требованиям аналогичная модель Рено получала 3 балла.
Так что и владельцам Renault Trafic стоит задуматься. Хотя с учётом более спокойного ритма движения фургона, вероятность дорожных аварий здесь всегда ниже обычного.
Рейтинг самых опасных автомобилей в России
Рейтинг по моделям из числа представленных производителей выглядит так:
- Модели Lada с количеством звезд «0». С учётом выпуска модели ВАЗ-2107 вплоть до 2012 года, на дорогах таких машин всё еще много. Легковой внедорожник Lada Niva 4×4. Находится на конвейере уже на протяжении 40 лет. Безопасность по сравнению с «семёркой» чуть лучше за счёт наличия рёбер жёсткости в дверях. При этом помним, что на обеих моделях отсутствуют такие аксессуары безопасной машины, как подушки безопасности, система ABS. Для переднего пассажира и водителя шансов выжить даже при столкновении на скорости 60 км/ч остаётся немного.
- Daewoo Nexia. Эта модель по результатам аварий выглядит даже хуже, чем малолитражка Matiz. Устаревшая конструкция и отсутствие традиционных средств безопасности приводит к гибели в 5% случаях при ДТП.
- Chevrolet Aveo. Даром, что этот автомобиль позиционируют в качестве семейного. При лобовом столкновении капот полностью сминается, а при боковом ударе стойки просто складываются.
- Chery Amulet. Китайская модель с числом звезд «0». Даже с началом выпуска автомобиль по системе ARCAP получил всего 1,7 балла из 16. А с учётом их доступности на вторичном рынке (от 50 до 200 тыс. рублей), купить такой небезопасный автомобиль шансов всё ещё много.
- «Почётную» пятую строчку занимают три модели из представленного рейтинга. Honda Fit, Chevrolet Corvette, Kia Cerato. Эти модели также отмечаются высокими показателями смертности. Хотя по итогам испытаний имеют от 2 до 3 звезд безопасности.
Можно предположить, что попадание в рейтинг таких марок, как Audi и BMW, больше связано с более активной ездой и беспечностью водителей. Они пренебрегают мерами безопасности и сами провоцируют аварийные ситуации.
В то же время любая, даже случайная дорожная авария оставляет только призрачный шанс избежать гибели или получить тяжёлые травмы для владельцев многих моделей с эмблемой Lada. Конечно, более надёжными в этом плане видятся модели Vesta и Largus. А вот производство модели Lada Granta без использования датчиков системы ABS или подушек безопасности делает эту модель менее безопасной.
При оценке степени опасности автомобиля не пренебрегайте оценкам степени опасности автомобиля за прошлые годы. По сравнению с каким-нибудь 2018 годом (всего 5 лет назад) ситуация на дорогах не сильно изменилась.
А что показывает мировой рейтинг
На 2023 год по итогам краш-тестов самыми опасными машинами по конкретным критериям считаются следующие:
- Боковой удар. Оценку «очень плохо» получил ряд моделей: Subaru Crosstrek и Ipreza, Mitsubishi Eclipse Cross, Chevrolet Malibu.
- Среднее перекрытие. С оценкой «очень плохо» с испытанием справились: Buick Encore, Chevrolet Equinox, Hyundai Palisade, Jeep Renedage, Mitsubishi Eclipse Cross, Volkswagen Atlas.
- Небольшое перекрытие. Здесь худшей оценки «плохо» («очень плохо» оценки не было) удостоились: Toyota Tacoma, Mitsubishi Mirage, Jeep Wrangler, BMS Sierra 1500, Dodge Charger и Challenger, Chrysler 300, Chevrolet Silverado.
Эти показатели получены в ходе испытаний в Северной Америке по новой, более жёсткой методике тестов
Практически все модели, имеющие худшие оценки, при прежних, более мягких условиях испытаний номинацию «Самый опасный автомобиль в мире» не получали.
А как считаете вы, какой автомобиль можно считать самым опасным в мире? Поделитесь своим мнением в комментариях.