Особенности выбора семейного минивэна
Минивэн – легковой автомобиль класса «С», прочно занявший потребительскую нишу между обычными легковушками и микроавтобусами, а также машинами с грузопассажирскими кузовами, относящимися к классу «D» и выше. Он представляет собой однообъёмник с тремя рядами сидений вместительностью 7-9 человек. В настоящее время автомобили с таким типом кузова относят к категории семейных, в то время как микроавтобусы с большей вместительностью считаются пассажирскими или грузопассажирскими машинами. Сегодня мы рассмотрим отличия минивэнов от его основных конкурентов, особенности его конструкции и критерии выбора в качестве автомобиля для семьи.
Немного истории
Первый прототип машины, которую мы сегодня привыкли именовать минивэном, был изготовлен более столетия назад – в 1914 году. Alfa 40/060 HP Aerodinamica имел футуристический дизайн и однообъёмный кузов. Однако успеха модель снискала – обычные 4-5-местные автомобили стоили намного дешевле и считались достаточно вместительными для поездок всей семьёй.
Следующая попытка была предпринята в 1930 году на волне успехов в конструировании аэродинамических транспортных средств, но избежать других недостатков Stout Scarab не удалось. Прежде всего, речь шла о комфорте и безопасности автомобиля.
И только после Второй мировой войны итальянцы презентовали серийный минивэн Fiat Multipa 600, который имел три ряда сидений и ту же длину, что и базовое авто (малолитражка Fiat 600). Автомобиль пользовался успехом, однако в результате повышения требований, предъявляемых к безопасности легковых автомобилей, его производство пришлось свернуть спустя четыре года, в 1960 году.
На протяжении следующих двух десятилетий попытки реинкарнации семейного автомобиля предпринимались неоднократно, однако все они ограничивались демонстрацией прототипов или концепт-каров – до серийного производства дело не доходило. Однако именно в это время появились первые массовые микроавтобусы, характеризующиеся вагонной компоновкой салона – в качестве примера можно привести Volkswagen Transporter.
И только после 80-х началось массовое распространение минивэнов, как отдельного подкласса, после выхода в 1984 году Renault Espace. Именно этот автомобиль считается родоначальником всех современных однообъёмных семейных авто.
Преимущества и недостатки минивэнов
Основные признаки минивэна – наличие однообъёмного кузова и трёх рядов сидений, причём доступ к заднему рядку может осуществляться как через дверь, так и посредством складывания второго ряда. При этом общий вид автомобиля может иметь вагонную, бескапотную или так называемую полукапотную компоновку.
Достоинства семейных автомобилей:
- обладая более высоким, чем у кроссовера или универсала, кузовом, минивэн отлично приспособлен для различных трансформаций кузова – пассажирские сиденья здесь, как правило, съёмные или складные. При необходимости их за считанные секунды можно убрать и столь же быстро вернуть на место, увеличивая или уменьшая полезный объём машины. Убрав оба ряда задних сидений, автомобиль можно использовать для транспортировки довольно больших по объёму грузов;
- возможность перевозки до 8 пассажиров делает минивэн идеальным средством для загородных поездок всей семьёй, включая родителей, детей, бабушек и дедушек. В случае необходимости машину можно использовать и для коммерческих целей, так что такой вариант выгоден как для больших семейств, так и для индивидуальных предпринимателей;
- большая высота салона делает минивэн идеальным средством передвижения для рослых пассажиров, испытывающих значительные трудности при поездках в обычных легковых авто. Для людей, обладающих крупными габаритами, такой автомобиль тоже будет подходящим, поскольку дверные проёмы здесь ощутимо больше;
- отсутствие капота и багажника улучшает аэродинамику автомобиля, его кузов имеет покатый вид, что также способствует улучшению ходовых и скоростных качеств. Некоторые модели оснащаются полноприводной трансмиссией, что для семейного автомобиля, используемого для выезда на природу, является неоспоримым преимуществом.
К сожалению, есть и недостатки. С основными недостатками конструкторам справиться удалось – в плане безопасности автомобиль практически не уступает классическим легковым авто. Но, как и хетчбеки или универсалы, они подвержены быстрому загрязнению задней части машины – сказывается отсутствие выступающего багажника. Так что заднее стекло пачкается очень быстро, да и вся машина тоже, особенно осенью и весной, в период бездорожья.
Второй существенный минус – увеличенный объём салона создаёт определённые трудности с его обогревом. И даже если штатный отопитель достаточно мощный, наличие дверных проёмов больших размеров сказывается на микроклимате внутри автомобиля – тёплый воздух быстрее проникает наружу.
Наконец, отсутствие перегородки между багажным отделением и салоном – ещё один недостаток подобных автомобилей – все запахи транспортного отсека будут беспрепятственно проникать и в переднюю часть машины.
Тем не менее, современный минивэн – вполне комфортный и удобный семейный автомобиль, который можно с одинаковым успехом использовать и для поездок на работу, и для семейных вылазок на природу или шопинг.
Основные отличия минивэнов от конкурентов
При выборе минивэна для семьи покупателю необходимо знать, почему предпочтение следует отдать именно этому типу автомобиля, а не, скажем, универсалу или кроссоверу. Попробуем обозначить основные отличия между этими классами транспортных средств.
Минивэн и универсал
Габариты этих ТС примерно одинаковы, по крайней мере – длина и ширина. Вэн при этом немного выше, а наличие трёх рядов сидений вместо двух в сочетании с более высоким потолком делают его ощутимо просторнее. Именно поэтому в последние годы автопроизводители постепенно смещают акценты с универсалов в сторону минивэнов – в линейке большинства мировых брендов присутствуют минивэны, обладающие возможностью трансформации салона и огромным багажником – достаточным для перевозки внутри машины любой крупой бытовой техники, включая стиральные машины и холодильники. Универсалы такой возможностью не обладают.
Понятно, что по пассажирской вместительности универсал также пасует – он способен перевозить только четырёх пассажиров, тогда как минивэн – 6 или 8. Визуально их отличить несложно – универсал имеет передок седана, у которого салон удлинён как раз на длину багажника, при этом задняя часть как бы обрублена. У минивэна капот не является отдельно выглядящей частью – он более-менее плавно переходит в ветровое стекло.
Что касается стоимости, то здесь преимущество на стороне универсалов – они намного дешевле.
Минивэн и микроавтобус
Считается, что микроавтобус также входит в число прямых конкурентов минивэнов, причём внешние различия в данном случае минимальны. Основное преимущество микроавтобуса – это количество посадочных мест, которое может достигать 16, то есть практически вдвое больше. Разумеется, габариты у микроавтобуса посолиднее, так что если у вас имеется гараж, рассчитанный на стоянку легкового автомобиля, он может оказаться недостаточно вместительным для хранения микроавтобуса.
Наконец, для управления минивэном достаточно иметь права, позволяющие ездить на обычном легковым авто. В случае микроавтобуса вам придётся открывать дополнительную категорию.
Так что микроавтобус трудно отнести к семейным транспортным средствам – его приобретают с целью осуществления коммерческих перевозок пассажиров или груза.
Минивэн и кроссовер
Кроссоверы также по многим параметрам схожи с минивэнами – высокий клиренс, большое количество посадочных мест, отличная эргономика салона с возможностью его трансформации.
Основное достоинство кроссовером – отличные внедорожные характеристики. Здесь они вне конкуренции, как и по комфортности пребывания внутри салона. А вот по его вместительности и объёме багажного отделения компактный вэн всё же лучше.
Минивэн и фургон
Внешне различия не столь очевидны: оба типа кузова – это однообъёмники. Различия заключаются в остеклении – у большинства фургонов задняя часть, предназначенная для грузоперевозок, стёкол не имеет. На конструктивном уровне различия более существенны. Существует мнение, что минивэны являются эволюционной формой грузопассажирских фургонов, но это не так: последние характеризуются рамной платформой и более мощной рессорной подвеской, поэтому они в большей степени относятся к грузовикам, чем к легковым авто.
Выбор минивэна: на что обращать внимание
Наиболее типичные особенности данной категории транспортных средств:
- количество посадочных мест – 7. Если в теххарактеристиках указана цифра 9, то речь идёт о возможности дополнительной установки четвёртого ряда кресел в багажном отделении, при этом размер кресел будет меньшим обычного, то есть речь идёт о детских сидениях;
- минивэны характеризуются увеличенной колёсной базой (то есть расстоянием между задней/передней осями). Именно за счёт этого и удаётся разместить третий ряд кресел без изменения общей длины транспортного средства. При этом объём багажного отделения примерно такой же, как у универсалов;
- если универсал отличается от седана или хетчбека наличием возможности трансформации салона, то у минивэна она ещё выше. У абсолютного большинства представителей данного класса третий ряд сидений можно убрать, у некоторых такая же возможность распространяется и на второй ряд кресел, превращая чисто пассажирский автомобиль в грузопассажирский или даже грузовой. Вместо второго ряда сидений можно становить портативный столик или смонтировать небольшой кинотеатр;
- если передние двери компактных семейных минивэнов – распашные, то задние в своём большинстве имеют откатную конструкцию, как у микроавтобусов. Строго говоря, последние и послужили в качестве примера, позволяя получить доступ ко второму и третьему рядам без необходимости использования третьей двери. Более дорогие модели оснащаются электроприводом открытия задней дверцы;
- передние подушки безопасности – обязательный стандарт для минивэнов, боковые для водителя/переднего пассажира могут быть опцией или входить в базовую комплектацию;
- стандартная комплектация предусматривает также установку ABS – из-за более высокой посадки управляемость автомобиля чуть хуже, чем у тех же седанов;
- что касается расхода топлива, то он практически не отличается от такового у легковушек того же ценового класса, находясь в пределах 10 литров по автотрассе и 14 литров в сугубо городском режиме;
- типовые габариты: длина – 4200-5160 мм., ширина – 1690-1950 мм., высота – 1590-1850 мм., снаряжённая масса лежит в пределах 1.35-1.9 т.;
- минивэны, в отличие от внедорожников, не имеют рамы. Рамные конструкции характеризуются более высоким расположением центра масс, что не в лучшую сторону влияет на остойчивость/управляемость автомобиля. К тому же рама утяжеляет транспортное средство. Всё это уменьшает экономичность машин и делает их более высокими, не позволяя хранить их в гаражах стандартных размеров;
- некоторые модели минивэнов оснащаются полным приводом, выполняющим функции, характерные для легковых авто: улучшение активной безопасности, повышение устойчивости и управляемости. При этом речь не идёт о полноценных внедорожных характеристиках.
А теперь приступим к описанию, как выбрать минивэн семейного типа и на какие критерии обращать первоочередное внимание. Большинство из них относятся к внутрисалонному пространству, что не удивительно: раз машина приобретается для семейных поездок, она должна быть максимально комфортной.
Вместимость
Увеличенное количество посадочных место – одна из основополагающих характеристик минивэнов. Справедливости ради нужно сказать, что существуют пятиместные модели, у которых зато размер багажного отделения превышает средний. Если ваша семья – это 4 человека, такой машины для комфортных загородных поездок будет вполне достаточно. Если же, кроме 2-3 детей, вы планируете путешествовать со своими родителями или дружественной компанией, то здесь без 7- или даже 9-местной модели не обойтись.
Комфорт внутрисалонного пространства
Здесь минивэн по определению на шаг впереди седанов и универсалов: если по ширине отличия небольшие, то по глубине посадки и высоте крыши компактный вэн явно лидирует. Если вы планируете совершать длительные семейные поездки, рекомендуется выбирать авто с большим числом различных приспособлений для хранения вещей (ящиков, полочек, карманов). Если в составе семьи имеются маленькие дети, следует подумать о возможности размещения в салоне автокресел, при этом будет хорошо, если доступ к таким автокреслам будет одинаково лёгок и сзади, и спереди. Это предусмотрено далеко не на всех моделях. Как мы уже отмечали, очевидным преимуществом будет возможность демонтажа второго ряда сидений, вместо которого можно установить автокресло, раздвижной обеденный столик или панель для телевизора/ноутбука. Если кресла второго ряда могут поворачиваться на 180°, это будет дополнительным плюсом.
Возможности трансформации салона
Довольно часто машина используется для перевозки среднегабаритных грузов. Хотя объём багажного отделения у минивэнов выше, чем у седанов/хетчбеков, его размеров может оказаться недостаточно. Поэтому складывающиеся сидения – обязательный атрибут любого автомобиля данного класса. Ещё лучше – если эти сидения являются съёмными – в таких случаях вместительность багажного отделения удаётся повысить в пять раз по сравнению с базовым вариантом. В принципе, при полностью демонтированных втором и третьем рядах кресел в машине можно перевозить даже мебель, не говоря о крупной бытовой технике.
Безопасность салона
В данном случае речь идёт о пассивных средствах безопасности. Поскольку семейный автомобиль предполагает перевозку детей, кроме передних (боковых и фронтальных) подушек безопасности желательно будет их наличие и по бокам задних рядов, даже если эта опция удорожает автомобиль. При использовании детских автокресел они должны быть оснащены ремнями безопасности и подлокотниками, а срабатывание подушек должно быть отключаемой опцией.
Параметры двигателя
Если высокие скоростные показатели для семейного автомобиля особенно и не нужны, то расход топлива – достаточно важная характеристика. Поскольку, обладая большим весом, минивэн изначально менее экономичен, сем тот же седан или даже ближайший родственник – универсал, то вам придётся смириться с тем, что расходы на горючее будут весомые. С другой стороны, покупать автомобиль с маломощным силовым агрегатом тоже не нужно, ведь это тоже сказывается на безопасности поездок, особенно на загородных трассах, где обгон – манёвр частый и опасный.
Так что, выбирая между машиной, «съедающей» по паспорту 8 или 16 литров/100 км, следует отдать предпочтение золотой середине. Стоит учесть, что дизельный мотор при тех же характеристиках менее прожорлив, так что если есть возможность, лучше выбирать именно такое авто. Что же касается возможности перевести двигатель на сжиженный газ, то это для минивэна не самая лучшая идея. Не имея отдельного багажного отделения, газовую аппаратуру придётся устанавливать в салон, а это в нашем случае крайне нежелательно – и из соображений безопасности, и просто потому, что запах газа будет постоянным спутником при поездках.
Ходовая часть
Если говорить о деталях подвески, то у минивэнов это не самая худшая часть, независимо от типа конструкции подвески. О вот что касается трансмиссии, то здесь, безусловно, стоит обратить пристальное внимание на варианты с полным приводом, поскольку такие машины обладают улучшенной управляемостью, устойчивостью и косвенным образом улучшают безопасность автомобиля в целом.
Конструкция задних дверей
Хотя распашные двери для большинства автолюбителей более привычны, в данном случае следует предпочесть машины с откатными задними дверьми. Привыкнете вы к ним очень быстро, а в плане удобства посадки/высадки в машину они намного лучше. Если у автомобиля – три ряда сидений, то этот вариант можно назвать безальтернативным, обеспечивающим максимально простой и быстрый доступ к заднему дивану. К тому же распашной вариант позволяет без труда осуществить высадку пассажиров в условиях дефицита свободного парковочного пространства. Наличие электропривода – дополнительный плюс, если вы готовы заплатить за такое удобство. Но в этом случае у вас появляется ряд дополнительных преимуществ:
- плавность открывания/закрывания дверей;
- повышенная надёжность запирания;
- более простой монтаж механизмов блокировки и противоугонных систем.
Крыша
На этот элемент экстерьера в большинстве случаев обращают внимание в последнюю очередь. Если вы выбираете минивэн на 7 мест, то с багажным отделением особых проблем, скорее всего не будет. Но когда все посадочные места заняты, наличие верхнего багажника может оказаться не лишним, так что лучше выбирать машину с возможностью установки рейлингов. Если при прочих равных условиях имеется выбор между автомобилем с верхним остеклением и без него – лучше остановиться на первом варианте – лишний свет в удлинённом салоне не помешает.
Парктроник
Хотя длина минивэна сравнима с универсалом, в целом обычные легковые автомобили заметно короче. В условиях дефицита городского пространства это весьма важный фактор, усложняющий маневрирование и парковку. А если учесть, что заднее стекло расположено намного дальше от водителя, то обзорность здесь – не самое лучшее качество. Так что наличие парктроника (штатно или опционально) никогда не будет лишним. Более того, если понравившаяся модель не предполагает наличие этого автоаксессуара. Его следует установить самостоятельно – зачастую даже достаточно опытные водители испытывают затруднения при парковке и маневрировании автомобиля с увеличенными размерами и неважной задней обзорностью.
Краткие итоги
Минивэн – это нечто среднее между универсалом и внедорожником. Обладая большей вместительностью, этот тип автомобилей менее прожорлив, чем кроссовер, и более вместителен, чем универсал. Правда, ему далеко до внедорожных характеристик паркетников, даже при наличии полного привода, но если не ездить по разбитым и размытым дорогам, то получаем вполне сносный автомобиль.
С точки зрения возможностей трансформации салона минивэны вне конкуренции. У вас есть все возможности для того чтобы смоделировать внутреннее пространство авто по вашему усмотрению. Учитывая всё возрастающие требования к комфортности во время дальних поездок, минивэны для этих целей подходят лучше всего. При желании можно установить сзади дополнительный ряд кресел, превратив его в полноценное спальное место, а можно использовать второй ряд для организации рекреационной или обеденной зоны. Многие подобные операции можно выполнять и во время поездки, не тревожа водителя. Словом, это действительно комфортный автомобиль, в котором даже сверхдлительные путешествия не будут утомительными.
Так что увеличение количества на дорогах однообъёмных автомобилей – не кратковременный тренд, за минивэнами – будущее. И пускай сегодня американцы отдают предпочтение внедорожникам, в Европе и Азии ситуация прямо противоположная – сказывается бремя расходов на топливо. Если учесть, что грядёт эра гибридов и электромобилей, то можно ожидать, что постепенно акценты будут смещаться в сторону компактных вэнов, которые можно с одинаковым успехом использовать и как комфортабельный семейный автомобиль, и в качестве незаменимого транспортного средства для ведения бизнеса.
Уже сегодня рынок предлагает огромное количество моделей данного типа, причем в этой нише уже сложилась отдельная классификация по подтипам – кроме собственно минивэнов, существуют микровэны, компактвэны и мультивэны, и у каждой их этих подкатегорий существуют свои пользовательские ниши.