Рейтинг автомобилей и товаров для них
Рейтинги автомобилей и автотоваров
Обзоры, сравнения и советы для автомобилистов

Типы и выбор лучшей подвески автомобиля

Говоря об основных компонентах автомобиля, мы чаще всего вспоминаем двигатель, трансмиссию и кузов, совершенно забывая о подвеске, или, как её нередко называют, ходовой части. Вместе с тем значение подвески переоценить сложно, поскольку мы ощущаем её работу при преодолении любой неровности — именно она ответственна за комфорт пассажиров, а также их здоровье, поскольку сильные удары и вибрации не лучшим образом отражаются на организме человека. Также ходовая часть способна уберечь от повреждений другие компоненты транспортного средства, поскольку от упомянутых неприятностей способен пострадать не только человек, но и техника. Подвеска напрямую влияет и на управляемость автомобиля, поскольку от поглощения энергии удара и погашения колебаний зависит курсовая устойчивости машины. Существует множество разновидностей конструкции ходовой части — поэтому перед покупкой транспортного средства нужно знать, какой будет для вас лучшая подвеска автомобиля.

Подвеска автомобиля

Теория

В истории мирового автомобилестроения были испробованы различные варианты построения подвески — от классических, перешедших на моторизованную технику со старинных карет, до весьма экзотических. Как эволюция оставляет на планете только жизнеспособные виды, так и неумолимый прогресс донёс до наших дней самые удачные виды ходовой части автомобилей. Все современные виды подвески состоят из двух основных элементов. Эластичный элемент поглощает энергию ударов, обеспечивая комфорт и защищая от разрушения остальные компоненты автомобиля. Амортизаторы же гасят колебания, которые неизбежно возникают при проезде неровностей — без них машина бы долго подпрыгивала, доставляя ужасный дискомфорт водителю и пассажирам. Для соединения кузова и колёс используют специальные опорные элементы, которые называют рычагами подвески — их конструкция также оказывает немалое влияние на потребительские свойства автомобилей.

Принцип действия подвески на различных автомобилях может существенно отличаться. Первые машины, появившиеся на заре автомобилестроения, имели исключительно зависимую подвеску, которая доставляла массу неудобств людям. При колебании одного колеса второе совершает движение в противоположную сторону по принципу маятника — это приводит к тому, что наезд на крупную неровность встряхивает автомобиль и сбивает его с выбранного курса, заставляя водителя крепко держать руль, возвращая транспорт в исходное положение. Сейчас зависимая подвеска часто устанавливается на заднюю ось легковых автомобилей и небольшой коммерческой техники. В некоторых грузовиках такая ходовая часть может находиться и на передней оси, но подобное техническое решение встречается все реже.

Более современной можно назвать независимую подвеску. В ней механической связи между колёсами, установленными на одной оси, нет, и они могут колебаться независимо. Как результат, подобная подвеска позволяет проходить даже крупные неровности, не перетряхивая весь кузов. Вначале такая конструкция появилась на пассажирских авто, особенно остро нуждающихся в средстве, которое обеспечивало бы эффективное поглощение энергии ударов. Следом за ними независимую подвеску начали использовать спорткары, а сегодня мы можем увидеть её на передней оси любого легкового автомобиля.

Опорные конструкции

Ещё на заре автомобилестроения была создана двухрычажная подвеска, которая имеет очень простую конструкцию. Главная её особенность — соединение со ступицей колеса в верхней и нижней точке, что позволяет обеспечить большие ходы, но не даёт возможности полностью гасить колебания и вибрации. Как результат, двухрычажная подвеска идеально подходит для езды по плохим дорогам, где важна способность ходовой части обеспечивать комфорт, но не столь значима точная управляемость. Сегодня двухрычажную конструкцию часто применяют в создании внедорожников и транспортных средств бюджетной ценовой категории.

Двухрычажная подвеска

Середина XX века подарила миру подвеску Макферсон, которая была названа в честь её изобретателя, одного из конструкторов компании Ford. Эрл Макферсон предложил сделать подвеску более компактной, спрятав амортизатор внутрь пружины и существенно упростив конструкцию ходовой части. Благодаря его изобретению свет смогли увидеть компактные и субкомпактные модели, а также многие спорткары. Стойки Макферсон, которые в отечественной технической литературе назывались качающимися свечами, позволили улучшить управляемость без потери комфортабельности, однако они имели очень ограниченные ходы. Автомобили с подвеской Макферсон идеально подходят для движения по ровной дороге с качественным покрытием, но не могут выезжать на серьёзное бездорожье без риска повреждения кузова и важнейших компонентов.

Подвеска Макферсон

В двух сторонах света одновременно шла работа над созданием усовершенствованного варианта подвески — как результат, в 70-е годы немцы и японцы представили многорычажную конструкцию, которая могла похвастаться тремя опорами. Сегодня разрабатываются варианты, которые имеют до пяти рычагов, что позволяет добиться своих преимуществ. Среди положительных черт многорычажной подвески можно назвать:

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме
Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме
  • Точную управляемость;
  • Отсутствие вибраций при наличии трещин на дороге и отсутствие колебаний руля при проезде неровностей;
  • Большую надёжность и долговечность.

Многорычажная подвеска

Однако у подобной конструкции ходовой части существуют и свои недостатки — в частности, её вертикальное перемещение ограничено ещё сильнее, чем у «качающейся свечи». Кроме того, такую подвеску практически невозможно сделать бесшумной и мягкой — поэтому она чаще устанавливается на спорткары, которые предназначаются исключительно для езды по хорошим дорогам, лишённым крупных неровностей.

Существуют и более экзотичные конструкции, но они в совокупности устанавливаются менее чем на 5% автомобилей. Нельзя сказать, что все перечисленные виды подвески идеальны или хотя бы имеют неоспоримые конкурентные преимущества перед альтернативными вариантами. Однако построенная по такому принципу ходовая часть представляет собой удачный компромисс между управляемостью, комфортабельностью, надёжностью и ремонтопригодностью.

Устранение колебаний

Функцию амортизаторов понимают до конца далеко не все автолюбители, поэтому стоит повторить теорию. Эти компоненты подвески автомобиля поглощают энергию ударов, но не ту, что сообщается ходовой части при проезде неровности, а ту, что возвращает кузов, заставляя машину раскачиваться. Фактически амортизаторы останавливают колебания транспортного средства

, делая возможной комфортную и безопасную езду. Амортизаторы могут различаться по уровню жёсткости — чем он больше, тем быстрее стабилизируется положение кузова. Однако излишняя жёсткость, хотя и существенно улучшает управляемость, существенно снижает комфортабельность транспортного средства.

Амортизатор в автомобиле

Большинство автомобилей на конвейере завода-изготовителя комплектуется классическими гидравлическими амортизаторами, в которых рабочим элементом является минеральное масло. Изменяя состав жидкости и её объём, таким компонентам можно придать любые свойства — за счёт этого они получили очень широкое распространение. Если водитель любит активную езду, но при этом не готов полностью жертвовать комфортом, ему можно порекомендовать выбрать газомасляные амортизаторы, которые также называют подвеской с газовым подпором. Их жёсткость несколько выше, причём она может прогрессивно изменяться в зависимости от положения штока.

Лучшим вариантом для любителей автоспорта можно назвать газовые амортизаторы, которые останавливают колебания кузова за считаные доли секунды, позволяя сохранить идеальную управляемость транспортного средства. Однако водителю и пассажирам придётся мириться с немалой жёсткостью, поэтому такие компоненты подвески крайне редко устанавливают на обычные автомобили среднего класса. Для внедорожников, предъявляющих к конструкции подвески особые требования, выпускаются специализированные амортизаторы с выносными резервуарами. Их энергоёмкость в разы выше, чем у описанных выше стандартных моделей, что позволяет избежать повреждения машины даже при отрыве от грунта и последующем падении. Примером подобных деталей можно назвать широко известные любителям внедорожного тюнинга амортизаторы Fox Racing Shoxx.

Поглощение нагрузок

Несмотря на то что инженеры сейчас обращают пристальное внимание на амортизаторы или опорную конструкцию подвески, основную работу в ходовой части всегда выполняет эластичный элемент. От него зависит, насколько комфортной будет езда по плохому покрытию, и насколько сильно колебания повлияют на управляемость транспортного средства. За множество лет автомобильные конструкторы разработали несколько популярных видов эластичных элементов подвески — их стоит рассмотреть подробнее.

Бессмертная классика

Конные экипажи доавтомобильной эры оснащались собственной подвеской, которая в большинстве случаев представляла собой рессорную конструкцию. Интересно, что вплоть до конца XIX века рессоры были непозволительной роскошью для большинства людей и все, кроме наиболее богатой аристократии, вынуждены были довольствоваться жёсткими повозками. При переходе на автомобили рессорная подвеска вновь стала практически безальтернативной схемой, однако уже в 30-е годы XX века появилось множество разнообразных вариантов ходовой части. Сегодня с дорог уходят последние легковые автомобили, оснащённые рессорной ходовой частью — такой тип подвески сохраняется исключительно на коммерческом транспорте с большой грузоподъёмностью.

Рессорная подвеска

Уже это может рассказать многое об основном преимуществе рессор — они очень надёжны и долговечны, а также способны поглощать очень большие нагрузки, защищая автомобиль от повреждения, а организм человека — от получения существенного ущерба. Рессорная подвеска считается наиболее щадящей для амортизаторов, поскольку она способна компенсировать колебания кузова путём трения отдельных листов между собой. Однако минусов у рессор намного больше — так, важнейшим её недостатком считается посредственная энергоёмкость, которая не позволяет сделать автомобиль достаточно комфортабельным. Также управляемость у машины с такой ходовой частью всегда оставляет желать лучшего. Именно поэтому сферой применения рессорной подвески сегодня остаётся коммерческий транспорт и некоторые легковые пикапы.

Популярный вариант

Наибольшее распространение на современном этапе развития автомобилестроения получила пружинная компоновка ходовой части. Такой эластичный элемент достаточно хорошо поглощает нагрузки, обеспечивая превосходную управляемость транспортного средства. При этом производитель самостоятельно может определять количество витков пружины и её толщину, меняя жёсткость подвески. Существуют особые пружины с прогрессивными характеристиками, в которых толщина витка уменьшается к краям — это позволяет получить сбалансированные параметры и достичь неплохой надёжности. Плюсом пружин называют лёгкость ремонта подобной подвески и низкую стоимость запасных частей.

Пружинная подвеска

Однако минусов у пружин никак не меньше, чем важных преимуществ. Главным является ограниченная грузоподъёмность подвески — при длительном воздействии большой тяжести пружины меняют свою форму, что связано с особенностями молекулярной структуры металла. Соответственно, такая ходовая часть уже не сможет поглощать прежнее количество энергии и обеспечивать хорошую управляемость. Также пружины быстро изнашиваются и даже могут лопаться под воздействием ударов. После длительной езды по бездорожью на автомобиле с пружинной подвеской водителя будет ждать неприятный сюрприз.

Удачная альтернатива

Устранить большинство проблем, присущих пружинной подвеске, удалось военным инженерам, которые старались создать надёжную и выносливую ходовую часть для тяжёлой бронетехники. Разработанные ими скручивающиеся стержни напоминали «пружины наоборот» — они получили название торсионов. Такая конструкция достаточно быстро перестала быть прерогативой танков и бронетранспортёров, распространившись на грузовики и легковушки компактного класса. Важнейшими преимуществами торсионной ходовой части можно назвать:

  • Небольшие габариты;
  • Прочность, надёжность, выносливость, ремонтопригодность;
  • Нечувствительность к ударным нагрузкам;
  • Небольшую стоимость;
  • Дешевизну компонентов.

Торсионная подвеска

Однако универсальным вариантом, подходящим для любого автомобиля, торсионы так и не стали. Причина банальна — торсионная ходовая часть уступает пружинной по комфортабельности и точности управления машиной. Также торсионы несколько сложнее в периодическом обслуживании и капитальном ремонте, что накладывает свои ограничения на их применения. Чаще они применяются в коммерческой технике и внедорожниках, где важна очень большая надёжность, но рессоры не подходят по причине плохой управляемости и низкого уровня безопасности. Если говорить о компактных автомобилях, то их конструкторы готовы сознательно пожертвовать комфортабельностью и управляемостью ради дальнейшего уменьшения габаритов транспорта.

Премиум-класс

Ещё в довоенный период проводились эксперименты с установкой пневматических баллонов на автомобили — они могли заменить собой традиционные виды ходовой части. Однако широкое распространение пневматика получила только в середине 80-х годов, когда её характеристики удалось сделать приемлемыми. Главное преимущество пневмобаллонов заключается в их исключительной мягкости — люди, находящиеся внутри автомобиля, практически не чувствуют ударов и колебаний, которые возникают при проезде неровностей. При этом существенного ухудшения управляемости в сравнении с описанными выше традиционными видами ходовой части не происходит. Меняя давление в пневматических баллонах, водитель может регулировать жёсткость подвески, высоту дорожного просвета, а также другие важнейшие параметры — раньше это приходилось делать с помощью специального ручного насоса, а сегодня за подкачку отвечает электроника.

Пневматическая подвеска

Конечно, этот вариант ходовой части также нельзя назвать идеальным, поскольку он обходится достаточно дорого в производстве, если речь идёт о современной системе подвески с автоматизированным управлением. Большое количество компонентов делает конструкцию уязвимой для повреждений и сложной в восстановлении после длительной езды по дорогам с некачественным покрытием. Стоимость ремонта после серьёзной поломки может быть сопоставимой с ценой небольшой легковушки. Именно поэтому пневматическую подвеску чаще устанавливают на дорогие автомобили с повышенными требованиями к комфортабельности. Поскольку она сочетает в себе комфорт, точность управления и высокую грузоподъёмность, пневматическую ходовую часть можно нередко увидеть на современных магистральных тягачах и прочей тяжёлой коммерческой технике.

Инновации

Нередко приходится слышать об адаптивном шасси, которое существенно улучшает управляемость транспортного средства. Опыты по созданию подобной высокотехнологичной подвески велись ещё в 50-е годы XX века. Тогда большинство инженеров опиралось в своей работе на компоненты с прогрессивными характеристиками, которые позволяли изменять жёсткость ходовой части в зависимости от положения её отдельных частей. Однако сейчас некоторые компании экспериментируют с электроникой, управляющей открытием клапанов в амортизаторах, ограничением положения эластичной части и многим другим. Результатом применения подобной подвески действительно становится существенное улучшение управляемости, причём автомобиль не теряет комфортабельности.

Большой редкостью являются полноуправляемые автомобили — если не говорить о военной и специализированной технике, то наибольших успехов в их создании достигла компания Nissan. В её легендарной модели Skyline сзади имелись рулевые тяги, которые могли изменять положение колёс на 5 градусов — это повышало манёвренности транспортного средства. В современных моделях Infiniti за перемещение колёс отвечают специальные электрические актуаторы — с их помощью колёса поворачиваются в обратную сторону по сравнению с передними на малой скорости и в ту же сторону после преодоления порога в 60 км/ч. В автомобилях Lexus подвеска оснащена эластичными элементами, которые позволяют колёсам отклоняться на небольшой угол — это решение выглядит оправданным с точки зрения экономичности и простоты, но не слишком надёжным.

Идеальный баланс

Выбирая автомобиль по его подвеске, не забывайте об условиях, в которых предполагается эксплуатировать его. Так, для бездорожья будет оптимальной схема с двумя рычагами, а также торсионами или пневматическими баллонами. Причём внедорожники почти никогда не оснащаются задней независимой подвеской, поскольку она не позволяет поддерживать постоянный дорожный просвет и обеспечивать безопасность важных компонентов автомобиля. Мощные спорткары и представительские автомобили часто комплектуются пружинной многорычажной подвеской. А вот машины, принадлежащие к бюджетному и среднему классу, обычно довольствуются «качающейся свечой» Макферсона, которая сочетает в себе множество преимуществ.

Распродажа новых автомобилей
Скидки на новые автомобили 2017 и 2018 года выпуска.
Кредит 6,5% и рассрочка 0%
www.riaavto.ru
Подробнее

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс