В чём отличия между планшетом и навигатором и что лучше выбрать
Возможности использования GPS-модуля, встроенного в мобильный гаджет, впечатляют. В то же время автомобильные навигаторы известны достаточно давно, но их эволюция в последние годы существенно затормозилась: улучшение возможно только в аппаратной части, а что касается программного обеспечения, то здесь развиваться уже практически некуда. В то же время обычный планшет, оснащённый вышеозвученным модулем, уже сейчас в состоянии выполнять практически все те функции, которые под силу автонавигатору, оставаясь при этом высокопроизводительным компьютером небольших размеров.
Так что же выбрать, если для вас функция навигации является жизненно необходимой? Если принимать во внимание исключительно стоимостной фактор, то проблем с выбором не будет – планшеты стоят гораздо дороже. Но ведь вы в этом случае платите не только за чисто навигационные возможности.
Так что на самом деле вопрос отнюдь не простой, требующий детальной и тщательной проработки с учётом большого количества факторов. Именно этим мы сейчас и займёмся, изучив основные особенности преимущества и недостатки устройств обеих типов. Разумеется, окончательный выбор всё равно останется за вами, но мы постараемся привести максимум аргументов в пользу того или иного варианта и надеемся, что приведенной нами информации будет вполне достаточно, чтобы склониться к покупке конкретного девайса.
Планшет в качестве навигатора: плюсы и минусы
Любой здравомыслящий человек понимает, что специализированное устройство выполняет свои функции более эффективно, нежели многофункциональное. Теоретически так и есть, но на практике ничто не мешает «впихнуть» в тот же планшет всё то железо и ПО, которое используется в навигаторах. В принципе, такие модели в продаже уже есть, и хотя их стоимость велика, всегда можно обратить внимание на изделие с не таким солидным специализированным функционалом.
И если вы всё ещё мучаетесь вопросом, что лучше купить в машину, планшет или навигатор, вам следует для начала рассмотреть достоинства и недостатки планшета, если вы планируете использовать его в качестве альтернативы автомобильному навигатору.
Итак, начнём с плюсов:
- Размер экрана планшетников последних поколений – порядка 9-10 дюймов, то есть это нечто среднее между ноутбуком и навигатором. Разумеется, большой дисплей – это хорошо, поскольку вам не придётся пристально всматриваться, чтобы различать детали маршрута следования. Да и управлять таким устройством гораздо легче – попадать пальцем по большой иконке не в пример проще, снайперских способностей не потребуется.
- Разумеется, теперь у вас имеются возможности доступа в интернет. Оставим в стороне сёрфинг – за рулём эта функция не востребована, но зато вы имеете возможность подгружать карты с текущими пробками, а для жителя мегаполиса такая возможность очень важна.
- Поскольку планшет – это гаджет, позиционируемый как КПК, то есть компьютер, можете не сомневаться, что аппаратные возможности устройства будут вполне достаточными для работы навигационных приложений. Скажем, двухядерный CPU с тактовой частотой 1.5-2 ГГц – это уже давно не экзотика, и при одном ГБ оперативки уровня DDR3 вы получаете крутое устройство, на котором тяжёловесное ПО от Навител будет летать, как бабочка, а карты грузиться за секунды. Что тут говорить, если такие гаджеты любимы среди заядлых геймеров с их непомерным аппетитом к железу?
- Самый захудалый планшет позволит вам во время стоянки побаловаться сёрфингом, посидеть в любимой соцсети, пообщаться с друзьями по скайпу или просто посмотреть фильм. Правда, навороченные навигаторы тоже постепенно обзаводятся таким функционалом, но для планшетника это норма.
- Поскольку абсолютное большинство планшетов работает под Андроидом, это гарантирует шуструю работу устройства при меньшем потреблении энергоресурсов. Да и софта сегодня под эту платформу написано немерено, так что с установкой обновлений и различных приложений проблем не бывает.
- Планшет по любому имеет более мощную батарею, нежели чистый навигатор, ведь он предназначен для длительной работы под большой нагрузкой. Если использовать только навигационный функционал, можно ожидать непрерывной работы на протяжении 8-10 часов. Этого достаточно для любой поездки. Навигаторы даже с самой ёмкой батареей работают от силы 6, максимум 8 часов.
- Планшетники, как портативные компьютеры, просто обязаны иметь хорошее разрешение экрана. Для навигаторов это не обязательно, но, согласитесь, обозревать карту с большей детализацией куда лучше, не говоря о сугубо мультимедийных функциях. Подключив внешний жёсткий диск, на большом экране можно смотреть фильм в приличном разрешении.
Ну, а если в вашей семье есть дети, то такое приобретение будет особенно желанным, да и вам будет спокойнее, если ребёнок будет смотреть любимое шоу вместо того, чтобы болтаться неизвестно где.
Как видим, плюсов более чем достаточно. В сущности, серьёзный недостаток только один – высокая стоимость устройства. Гаджет со средними характеристиками обойдётся минимум в 10 тысяч рублей, а крутые могут стоить вдвое дороже. Согласитесь, далеко не каждый автолюбитель согласится отдать столько денег ради получения вышеописанных выгод, особенно если основная задача устройства – это исключительно навигация. Впрочем, при желании вполне можно найти и более бюджетный вариант тысяч за шесть-семь, пускай с меньшей производительностью, но которой должно хватить для выполнения основных функций.
Но не стоит думать, что высокая цена – единственный недостаток планшетников. Если после прочтения достоинств вы считаете, что планшет лучше автомобильного навигатора, вам стоит ознакомиться и с очевидными недостатками этого гаджета:
- первый – это отсутствие штатного крепления в автомобиле. Это означает, что вам на первых порах придётся что-то «сколхозить», пока вы не приобретёте подходящий для вашей модели промышленный вариант. Впрочем, для планшетов известных брендов автомобильные крепления найти не проблема, но если устройство произведено noname-фирмой, проблему, скорее всего, придётся решать с помощью подручных средств. Промежуточный вариант – использовать в качестве держателя пассажира, но вряд ли такой способ можно назвать удовлетворительным по вполне понятным причинам;
- большие размеры только с одной стороны – хорошо. Если десятидюймовый гаджет установить на торпеду или закрепить непосредственно на лобовом стекле, можно представить, насколько ухудшится обзор. Говорят, к этому привыкаешь, но ведь реально появляются мёртвые зоны, и это очевидный недостаток;
- GPS модули, как ни крути, в навигаторах более качественные и производительные. Это означает что такой показатель, как качество поиска и приёма сигнала со спутников, у планшетников всё же похуже. Правда, если вы владелец последнего поколения Айпада, то эту разницу вы вряд ли ощутите, но многие планшеты родом из Поднебесной демонстрируют отнюдь не самую высокую скорость навигационной работы. Поэтому, если вам нужна только навигация, соотношение сил меняется не в пользу планшетов, особенно бюджетных.
Итак, предварительный вывод следующий: если у вас нет ограничений по бюджету, то лучше приобрести качественный планшетник – он обойдётся вам в 10-15 тысяч рублей. Вы сразу почувствуете силу и мощь устройства – отсутствие тормозов в работе, качественный и огромный экран, неограниченные возможности в плане апдейтов и наращивания функциональности. Но если денег мало, а мультимедийные возможности не столь важны – лучше присмотреться к хорошему навигатору.
Преимущества и недостатки автонавигатора
Поскольку изначально основное и единственное предназначение этого устройства – это получение текущих координат автомобиля посредством получения и обработки сигналов со спутниковой системы позиционирования, то и функционал устройства, как аппаратный, так и программный направлены на решение исключительно навигационных задач.
Разумеется, поддержания связи со спутником определённо недостаточно – навигатор должен уметь составлять или хотя бы отслеживать маршрут движения, предупреждая водителя о предстоящих манёврах. Со временем появилась и функция отслеживания городских пробок, и некоторые другие возможности, облегчающие жизнь автомобилиста.
Не следует полагать, что такой гаджет морально устарел – у него тоже имеются свои достоинства, о которых мы сейчас и расскажем:
- панель управления и меню устройства заточены под навигационные функции, поэтому управлять навигатором намного проще и легче, чем планшетом – там, чтобы запустить навигационное ПО, придётся выполнить немало лишних действий. Здесь же всё запускается максимально быстро – буквально несколькими нажатиями;
- второй момент связан с использованием аккумулятора. Да, у навигатора он обычно слабее, но зато отсутствует риск перегрева батареи, даже при полной нагрузке. О планшетнике такого сказать нельзя;
- компактные размеры и обязательное присутствие в комплекте поставки крепления (а зачастую – нескольких вариантов) делает монтаж и использование навигатора более простым и комфортным. Небольшой размер гарантирует отсутствие проблем с обзорностью, а если установить гаджет поближе к водителю, то и с читаемостью дисплея будет всё хорошо, даже если ваше зрение не идеальное (впрочем, при таком дефекте здоровья вам вообще не стоит садиться за руль);
- поскольку навигатор устанавливается в салоне автомобиля перманентно, отпадают многие проблемы, характерные для планшетов. Человек – существо забывчивое, поэтому нередки ситуации, когда, отъехав от дома на приличное расстояние, вспоминаешь, что забыл взять с собой планшетный компьютер с функцией навигации. Приходится либо возвращаться, либо продолжать движение, ориентируясь на местности с использованием старых проверенных методов;
- наконец, нельзя не упомянуть и о том, что последние поколения автонавигаторов оснащаются всё большим количеством дополнительных функций, которые постепенно приближают такой гаджет к возможностям планшетника. Конечно, это оказывает существенное влияние на ценообразование, но зато границы между двумя разновидностями устройств становятся слабо различимыми.
Теперь о минусах навигаторов, куда же без них:
- Поскольку автонавигатор не оснащается слотом для установки SIM-карты, использование функции A-GPS становится невозможной задачей. Это не столь существенный минус, как может показаться, поскольку сам по себе девайс самодостаточен, он умеет определять координаты и выполнять другие навигационные задачи самостоятельно.
- Невысокое разрешение экрана – это плохо, но если учесть, что и размер диагонали меньше, различимость деталей на карте будет примерно одинаковой, но, безусловно, гаджет придётся располагать ближе к водителю;
- Менее мощный процессор – тоже минус относительный. С родным программным обеспечением он справляется хорошо, зато расходует электроэнергию намного экономичнее. Но поскольку и ёмкость батареи меньше, выигрыш оказывается нулевым, а в целом автонавигатор в состоянии работать автономно меньше, чем портативный компьютер;
- Отсутствие мультимедийных возможностей – явный недостаток. Но и возможностей его компенсации предостаточно – взять хотя бы смартфон или штатную магнитолу или мультимедийный центр. Да и многие современные модели, работающие под управлением ОС Андроид, вполне способны проигрывать музыку, а если постараться – то и видео.
Средние теххарактеристики навигатора:
- объём ОП – 0.5 ГБ;
- размер экрана – 5 дюймов (максимум – 7);
- стандартное экранное разрешение – 800х480 пикселей;
- длительность автономной работы – 6–8 часов.
Таким образом, во многих случаях профессиональный автонавигатор даст фору среднестатистическому универсальному планшету. Если вы всё ещё не определились с выбором, возможно, вам помогут советы от специалистов.
Что и когда лучше использовать
Невысокие технические характеристики аппаратной части автонавигаторов – это, конечно же, недостаток. Но смотря с какой стороны посмотреть на проблему – если с точки зрения экономии энергии, то навигатор предпочтительнее, особенно если выбрать модель с батареей приличной мощности.
Но в части производительности желательно, конечно, иметь более мощный процессор – он будет обсчитывать координаты быстрее, соответственно, демонстрация карты будет не дискретной, с рывками, а плавной, более восприимчивой для глаз.
О размере экрана. Здесь всё тоже более-менее однозначно. На 12-дюймовом дисплее можно без труда разглядеть более мелкие детали или увеличить масштаб, не ухудшая суммарную площадь обзора. С другой стороны, такой гаджет трудно будет разместить таким образом, чтобы не ухудшить обзорность, что может создать проблемы с управлением автомобилем. Разместить устройство где-нибудь на панели торпеды тоже вряд ли удастся – места там всегда в обрез.
Вы ещё не решили, что лучше для вашего автомобиля, навигатор или планшет? Тогда идём дальше.
Безопасность в последнее время в приоритете. Так что оставлять на видном месте навигатор – это повышать риск несанкционированного проникновения в автомобиль. Каждый раз снимать его с крепления – тоже не очень хорошее решение. А планшет в любом случае вы забираете с собой, поскольку пользуетесь им и дома, и на работе. Так что здесь ещё один плюсик для планшетник.
Управлять автонавигатором проще – его эргономика рассчитана на использование только в навигационных целях. Но это достоинство нивелируется тем фактом, что обновлять ПО и карты гораздо легче на планшете.
Теперь вспомним о GPS-модуле. Мы уже упоминали, что на навигаторах он мощнее, но в последнее время производители устанавливают одинаковые чипы, так что приём сигнала со спутника становится идентичным. Но только теоретически – большинство GPS-приёмников оснащается встроенной антенной, у планшетов такая «фича» отсутствует. Так что здесь небольшой плюсик – автонавигатору.
Пришла пора поговорить и о функции A-GPS, которой по определению не может быть в профессиональном навигаторе. Многие пользователи, хотя и слышали о таком термине, слабо представляют себе различия между этими двумя функциями. Попробуем восполнить пробел в их навигационном образовании. Обычный GPS для определения собственных координат использует данные, получаемые от спутников, находящихся в зоне прямой видимости. То есть никаких дополнительных средств позиционирования здесь использовать не нужно. Но зато после активации приёмника требуется некоторое время, чтобы обнаружить требуемое количество спутников. Этот промежуток времени именуют «холодным стартом». На это уходит порядка двух минут, но этот интервал может быть и больше, если сигнал достаточно слабый. Если после последнего включения гаджета местоположение не поменялось, прибор находит спутники за несколько секунд (максимум – десятков секунд). Это – так называемый «горячий старт».
Функция A-GPS (полное наименование – Assisted GPS) тоже служит для уменьшения времени определения текущих координат, но в этом случае используются ближайшие вышки операторов мобильной связи, позволяющее определить местоположение объекта с начальным приближением, а на основе этих координат навигационный модуль максимально быстро ищет спутники. Таким образом, время «холодного старта» удаётся сократить до значений, характерных для «горячего». Но без наличия СИМ-карты реализовать А-GPS не удастся, а в навигатор её просто некуда вставлять. Но опять же, это вспомогательный функционал. Многие пользователи не желают использовать отдельную симку только для А-GPS, да и в местности с плохим покрытием сотовой связью функция работать не будет.
Но есть и ещё один важный момент: далеко не все планшетные компьютеры оснащаются встроенным модулем GPS. Правда, современные устройства, даже самые дешёвые китайские, обладают возможностью работать с внешним GPS-приемником. Но и здесь возможны нюансы: при использовании проводного ресивера и кабеля типа USB OTG приём спутникового сигнала возможен не везде. Но у Bluetooth-устройств с распознанием внешнего GPS-приёмника проблем не возникает, нужно лишь задействовать соответствующую функцию и синхронизировать оба устройства по Bluetooth-протоколу. В случае неудачи отчаиваться тоже не стоит: достаточно установить на планшет приложение, которое понимает язык спутниковых сигналов и умеет транслировать их в понятный для навигационного API формат. Таких бесплатных приложений создано немало, в качестве примера можно привести программы Turbo GPS и Bluetooth GPS Provider.
Взвесив все плюсы и минусы, можно заявить, что планшет-навигатор лучше профессиональной навигации. Во всяком случае, вы наверняка не сможете убедить обладателя такого планшета приобрести ещё и автонавигатор. Зачем лишние траты, если портативный компьютер отлично справляется с функцией определения координат? А если учесть, что наличие А-GPS в разы сокращает время, необходимое для старта навигационного модуля (в большинстве случаев), то выбор становится тем более очевидным. Что касается автономной работы, то и здесь на помощь автовладельцу приходит автомобильное зарядное устройство, с которым планшет может работать неограниченно долго.
Да что там говорить – даже отсутствие GPS-приёмника для планшета – не проблема! Так что если ваши финансы позволяют, выбор следует сделать в пользу КПК.