Что лучше выбрать между угольным и обычным салонным фильтром для автомобиля
Практически каждый современный легковой автомобиль, как и коммерческие модели, в обязательном порядке с завода оснащаются салонными фильтрами. С их помощью происходит очистка воздуха, которым дышит внутри машины водитель и все его попутчики.
Этот воздух может просто проходить через фильтр и идти в салон, либо же предварительно прогреваться и охлаждаться в системах отопления и кондиционирования соответственно. Самое главное здесь то, что происходит процесс предварительной очистки.
Нельзя исключать вероятность отсутствия расходника даже в новой, недавно выпущенной машине. Но в основном это касается бюджетного сегмента и самых простых комплектаций, где для экономии и снижения ценника на авто производитель ставит лишь корпус под салонник, но задачу по покупке самого фильтра возлагает на будущего владельца.
Если игнорировать необходимость замены фильтра салона, не стоит удивляться, что в машине будет ощущаться сырость, стёкла начнут активно запотевать и запах окажется откровенно неприятным.
Но при возникновении вопроса о замене у автомобилиста появляются сомнения касательно того, какому именно фильтру отдать предпочтение. Ведь рынок предлагает противопылевые расходники, а также более дорогие угольные аналоги. И если он дороже, то предположительно должен оказаться лучше. Следует разобраться внимательнее в этом аспекте, чтобы понять, какому именно фильтру салона стоит отдать предпочтение.
Расположение расходника
Автоконструкторы зачастую продумывают всё до мелочей. Поскольку салонник или салонный фильтр относится к категории часто меняемых расходников, прятать его куда-то далеко не имеет смысла. Важно обеспечить максимально простой и быстрый доступ к нему.
Увы, так происходит далеко не всегда. И в итоге простая процедура замены превращается в настоящее испытание с необходимостью проведения сложных демонтажных работ, а также последующей обратной сборкой.
Есть несколько стандартных мест, где чаще всего устанавливаются фильтры салона:
- Самым распространённым считается пространство за бардачком. В некоторых случаях бардачок нужно полностью снимать. В других ситуациях лишь открывается крышка ящика, а за ней уже располагается корпус фильтра. Максимально просто и легко. Каждый новичок справится с заменой.
- Под бардачком в ногах переднего пассажира. Место уже не такое удобное, но зависит от конструктивных особенностей конкретного авто. Порой достаточно нагнуться, отщелкнуть крышку корпуса фильтра, и расходник в ваших руках. В других ситуациях нужны дополнительные демонтажные работы по снятию боковой панели.
- Под лобовым стеклом, в районе жабо. Раньше это место часто использовалось для размещения фильтра салона. Но корпус (кассета) быстро засорялся крупным мусором. В последнее время всё реже фильтр можно встретить под лобовым стеклом со стороны водителя.
- В ногах водителя. Самое неудачное место для салонника. Но некоторые упорно продолжают устанавливать корпус фильтра именно туда. В лучшем случае приходится просто снять боковую панель центральной консоли. В худшем для смены элемента требуется демонтировать педальный узел.
В крайне редких ситуациях можно встретить какие-то альтернативные варианты расположения. Преимущественно всегда салонники стоят в одной из перечисленных точек.
Если вы только купили машину, прошлись по всем потенциальным местам, но ничего не нашли, есть вероятность, что на вашем автомобиле фильтр вовсе не предусмотрен. Рекомендуем дополнительно заглянуть в руководство по эксплуатации, чтобы окончательно в этом убедиться.
Разновидности салонных фильтров
Каждый начинающий автомобилист должен знать, какой фильтр салона всё же лучше использовать, имея в распоряжении пылевой и угольный вариант расходника.
Тут важно понимать, что они служат для выполнения ключевой функции в виде защиты дыхательных путей водителя и пассажиров. В качестве второстепенной задачи выступает обеспечение качественной и эффективной работы систем отопления, кондиционирования и вентиляции. Автопроизводители устанавливают расходники такого типа, в первую очередь заботясь о здоровье людей.
Чтобы определить фаворита, нужно изучить особенности и свойства каждого из представленных вариантов.
Противопылевые фильтры
Это самый простой автомобильный салонный фильтр, но от этого он не становится менее популярным, нежели угольный. Чтобы понять, что лучше из них выбрать, следует детальнее разобраться в возможностях и характеристиках.
Их ещё часто называют антиаллергенными, поскольку у многих людей имеется аллергия на пыль. Фильтр, задерживая эти загрязнения, способствует защите человека от возникновения аллергических реакций.
По своим внешним особенностям и характеристикам простые противопылевые фильтры во многом напоминают воздушные фильтры, предназначенные для работы в системе очистки потоков воздуха, идущих в двигатель.
Большинство противопылевиков для салона выполнены в виде прямоугольника, основой для которого выступает целлюлоза или синтетические волокна. Они имеют гофрированную структуру, то есть ребристую, и укладываются рядами в корпус, при его наличии.
При этом плотность салонника уступает по показателям плотности воздушным фильтрам двигателя.
Такие элементы служат для сбора пыли, сажи, частиц мусора, пыльцы от растений и пр. Некоторые производители дополнительно выполняют обработку гофрированного материала с помощью хлора и хлорсодержащих пропиток. Это добавляет им способность противостоять некоторым бактериям.
Пока не ясно, какой фильтр оказался лучше, если сопоставить угольный и пылевой очиститель салона. Ещё нужно взглянуть на конкурента.
Угольные расходники
Угольные аналоги изготавливаются на основе синтетических волокон, как и некоторые противопылевые расходники. Они способны задерживать частицы мусора размером до 1 мкм, что достигается за счёт электростатического напряжения.
И если обычные элементы однослойные, то в случае с угольными конструкция или структура фильтра предусматривает наличие сразу 3 слоёв:
- Первый слой предназначен для грубой очистки. Он задерживает самые большие частицы проникающего мусора вместе с воздушными массами.
- Второй слой предусматривает использование микроволокна. Оно может поглощать частицы более мелких размеров.
- Третий слой и формирует ключевое отличие от обычных расходников, поскольку здесь имеется активированный уголь.
Прохождение вредных веществ, содержащихся в воздухе, через угольную прослойку способствует их частичной нейтрализации. В итоге воздух оказывается чистым, безопасным, и дополнительно устраняются неприятные запахи.
По эффективности самым лучшим считается кокосовый уголь. Именно его используют ведущие производители при изготовлении автомобильных расходников.
Не стоит делать поспешных выводов и с уверенностью заявлять о том, что фильтр угольный значительно лучше, нежели простой салонный аналог.
Преимущества и недостатки
Чтобы лучше понять, чем угольный салонный вариант лучше простого или обычного противопылевого, следует объективно взглянуть на их сильные и слабые стороны. Каждый фильтр характеризуется своими плюсами и минусами.
Начнём с достоинств и недостатков противопылевых автомобильных расходников. Плюсы здесь следующие:
- Автомобилист может беспрепятственно включать вентилятор системы вентиляции, находясь в пробках, тоннелях и других местах с повышенным уровнем загрязнений в окружающем воздухе.
- Фильтр защищает от запотевания стёкол.
- Задерживает мелкий и крупный мусор, включая пыльцы цветущих растений.
- Стоит довольно дёшево.
При этом из недостатков выделяют отсутствие возможности задерживать токсичные вещества, а также препятствовать проникновению в салон посторонних запахов.
У угольных имеются все те же самые достоинства, что и у противопылевых, кроме низкой цены. Стоимость как раз относится к недостаткам.
К преимуществам, помимо плюсов простых расходников, важно добавить ещё несколько пунктов:
- угольные элементы фильтруют до 95% всех вредных веществ;
- они способны преобразовывать озон в кислород;
- нейтрализуют неприятные запахи;
- противостоят вредным веществам.
Все эти дополнительные свойства обусловлены наличием угольной прослойки. Именно уголь за счёт своих великолепных адсорбирующих свойств защищает водителя и пассажиров салона транспортного средства от опасных компонентов фенольных и бензольных группа, серы и оксида азота.
Вопрос стоимости
Если отталкиваться сугубо от стоимости и желания автовладельца сэкономить, тут безо всяких сомнений можно сказать, какой фильтр из двух вариантов лучше. А точнее дешевле. Пылевой, созданный преимущественно для защиты салона от пыли, из-за простоты своей конструкции относится к более доступным изделиям. А вот угольный имеет сложную структуру, многослойность, что подразумевает большие затраты на производстве. Рост себестоимости влечёт за собой повышение цены на расходник.
При этом даже обычный противопылевой элемент может стоить дорого, если он относится к категории премиум-класса, и изготавливается ведущими производителями на основе высококачественных материалов.
Ценовой диапазон для двух типов салонников очень широкий. В итоге автомобилист может найти деталь стоимостью 100-150 рублей, но также и купить запчасть более чем за 3 тысячи рублей. Всё зависит от производителя, качества продукции, а также от марки и модели автомобиля, для которого предназначен тот или иной вид салонника.
Самыми дорогими являются оригинальные фильтры салона, реализуемые под брендом автокомпании, которая выпускает ту или иную машину. Но тут важно учитывать один нюанс. Автокомпании сами на собственных заводах и предприятиях в большинстве своём расходники не выпускают. Они подписывают контракты с крупными компаниями, которые выпускают собственную линейку фильтров. Они делают заказы на изготовление расходников с определёнными характеристиками и размерами. И именно компания, которая сотрудничает с автопроизводителем, выпускает партии салонных фильтров под брендом последнего.
В итоге на полке могут стоять фактически два одинаковых фильтра. Только один заключён в коробку с надписью VAG (Volkswagen), а второй в коробке с логотипом фирмы Mahle Knecht или Bosch. Достоверно известно, что для VAG поставщиками фильтров выступают компании Mahle, Bosch, UFI, Hengst Filter, Mann и пр. Разницы между ними не будет. Только за упаковку с логотипом автокомпании потребуется заплатить в 1,5-2 раза больше.
Потому категорически неправильно считать, что оригинальные салонники всегда и во всём лучше аналогов. Существует целый ряд отличных неоригинальных запчастей, совершенно неуступающих по качеству и эффективности. Некоторые из них фактически точные копии оригиналов.
Важно уметь правильно распоряжаться ресурсами. Не обязательно тратить деньги на покупку оригинального салонного фильтра. Они дорогие, причём найти объективные причины такой завышенной стоимости и как-то её оправдать сложно. Лучше отдать предпочтение неоригиналу от проверенного производителя. Важно лишь, чтобы запчасть точно подходила под корпус салонника. Но с этим проблем не возникает, поскольку производитель неоригинальных фильтров чётко сортируют свои изделия по маркам, моделям и годам выпуска машин. Ошибиться с выбором в наше время при нынешних возможностях сложно.
Ведущие производители
Да, если вы хотите быть абсолютно уверенным в качестве расходника, в его происхождении и эффективности, тогда есть смысл потратиться на оригинальную запчасть, обратившись к официальному дилеру или в официальный сервисный центр автопроизводителя.
В остальных же случаях, отдавая предпочтение аналогам, и обращаясь к проверенным продавцам, экономия на расходнике точно не пойдёт в ущерб.
Тут лишь нужно определить, какому именно производителю салонных фильтров отдать предпочтение.
Потребители предъявляют всё более высокие требования, они начинают намного лучше разбираться в эффективности работы салонников и умеют отличать качественные запчасти от откровенно плохих. Потому компании, которые выпускают низкосортные образцы салонных фильтров, спросом не пользуются.
Это же позволяет выделить некоторых фаворитов, заслуживающих доверия, и в продукции которых не возникает сомнений. Всегда нужно делать поправку на вероятность купить подделку, но тут уже каждый автомобилист сам решает, где и у кого брать расходники.
Среди наиболее авторитетных и хорошо зарекомендовавших себя производителей салонных фильтров стоит выделить следующие:
- Bosch. Один из самых известных производителей автозапчастей. Причём широкий ассортимент продукции не сказывается негативно на конечном качестве. Имеют отличные характеристики, средний коэффициент пропускной способности. Бош выпускает салонники практически на все современные автомобили. Средняя цена составляет около 500-600 рублей, что позволяет отнести Bosch к премиум-категории.
- Corteco. Ещё один отличный бренд, пришедший на российский рынок из Германии. Предлагает ассортимент противопылевых и угольных фильтров на широкий перечень машин. Тоже премиум категория, и средний ценник составит 600 рублей.
- Mann Filter. Некоторые их фильтры стоят так же, как и оригинальные запчасти. Но это можно оправдать высочайшим качеством. Одни из самых востребованных фильтров в премиум категории.
- Knecht Mahle. Хотя их центральный офис находится в Германии, производство сосредоточено по всей Европе, и за её пределами. Но каждое предприятие выпускает фильтры одинаково высокого качества. Претензий нет никаких.
- Raf Filter. Совместное производство российской и китайской компании. Выпускают довольно дорогие расходники, пользующиеся заслуженным спросом. Хорошо адаптированы под российские условия эксплуатации, имеют солидный срок службы.
- AMD. Достойный вариант среди бюджетных фильтров, которые можно приобрести за 200-250 рублей даже для дорогой иномарки. При этом отлично справляются с поставленной задачей. Неплохой вариант, чтобы сэкономить, но не в ущерб качеству.
- Denso. Японский бренд, завоевавший огромную популярность во всём мире. Цены на некоторые расходники превышают 1 тысячу рублей. Но при этом оригинал будет стоить 2-3 тысячи рублей, потому и тут речь идёт об экономии при обслуживании дорогих машин.
- Fram. Словенская компания, которая производит салонники средней ценовой категории. Хорошо сочетают в себе высокое качество, длительный срок службы и приятную стоимость.
- Filtron. Среди бюджетной категории фильтров одни из лучших, если не лучшие. Пользуются огромной популярностью в России и странах СНГ. Сам производитель из Польши. Предлагает огромный ассортимент почти на любую машину. Не составит труда отыскать расходник на авто, которое не выпускается более 5-10 лет.
- Goodwill. Китайский бренд европейского уровня качества. Средний ценник составляет 250-300 рублей. Большой выбор, хорошее качество, высокий уровень эффективности выводят фирму в лидеры рынка.
- Big Filter. Ещё один представитель среднего и даже скорее бюджетного ценового диапазона. Полностью оправдывает свои деньги, но не уступает оригиналам, которые стоят в 2-3 раза дороже.
При покупке салонника по производителю важно делать поправку на конкретный автомобиль. Все ведущие изготовители стараются выпускать продукцию уровня самой машины. Потому никто не заинтересован в производстве высококачественного и дорогого фильтра с рыночной стоимостью около 800-1500 рублей для машин, которые относятся к бюджетному сегменту. Никто не станет для Renault Logan покупать элемент фильтрации за такие деньги. Из-за этого подавляющее большинство аналогов для подобной машины стоят 100-500 рублей, но не более.
Чем дороже автомобиль, тем выше будет стоимость оригинального фильтра. Но и качественный аналог для такой машины не может стоить 100-300 рублей. И это важно понимать.
В основном потребители ориентируются на собственные предпочтения и отталкиваются от стоимости самой машины. Плюс нельзя забывать о финансовом состоянии каждого отдельно взятого автовладельца. Некоторые даже при огромном желании не могут позволить себе купить фильтр за 1000 рублей. Тем более, когда есть возможность взять ничем не уступающий аналог за 200-300 рублей. Это и считается рациональным использованием средств на обслуживании автомобиля.
Что выбрать между угольным и обычным фильтром
Всё сказанное ранее даёт возможность подвести итоги, и ответить на главный вопрос. Ведь до сих пор многие автомобилисты сомневаются в том, какой именно фильтр им предпочтительнее использовать.
Все современные высококачественные расходники, используемые для очистки поступающего в салон воздуха, должны изготавливаться на основе синтетических материалов. Обычная целлюлоза уходит в прошлое, и применяется лишь на самых дешёвых расходниках. Их покупать точно не стоит.
Бумага активно впитывает в себя влагу, что нехарактерно для синтетики. Впитываемость негативно сказывается на сроке службы, а также становится причиной активного запотевания и обмерзания стёкол. Также бумага является великолепной средой для накапливания и размножения болезнетворных бактерий, роста грибка и плесени. Всем этим потом дышит водитель и находящиеся в салоне пассажиры.
Возможности обычного противопылевого фильтра позволяют ему блокировать лишь пыль, грязь, частицы листьев, насекомых. А при наличии антибактериальной пропитки ещё защищают от некоторых бактерий.
Что же касается угольного, то такой элемент более функциональный, способствует защите от вредных веществ, испаряющихся технических жидкостей, выхлопных газов. Он не только задерживает мусор, но ещё и блокирует проникновение в салон неприятных внешних запахов.
В настоящее время большинство автомобилистов, как и самих автопроизводителей, постепенно отказываются от противопылевых расходников. На многие машины, и практически на все автомобили средней и высокой ценовой категории, уже с завода ставятся угольные элементы. Это обусловлено не только их высокой степенью защиты. Причина кроется в условиях, в которых вынуждены находиться автомобилисты. Большие города загрязнены выхлопами, выбросами различных производств. Угольная прослойка лучше защищает наши лёгкие, и позволяет пусть и не в полной мере, но предотвратить проникновение внутрь авто неприятных запахов. У обычных расходников такие возможности отсутствуют.
Если опираться на свойства, характеристики и возможности, то объективно перевес на стороне угольных изделий. То есть победителем в этом соревновании оказывается именно салонный фильтр с угольной прослойкой.
Но ещё важно заметить, что эффективность и качество работы фильтра напрямую зависит от срока его службы. Угольные менее долговечные, нежели противопылевые. Примерно за 3-5 месяцев активированный уголь истощается, и фактически превращается в обычный пылевик. Он ещё может прослужить некоторое время, но изначальной эффективности ждать уже не стоит. Из-за этого угольные салонники приходится менять чаще.
Те, кто проживает в крупных городах, наполненных выхлопными газами, либо проживает в районе различных производств, выделяющих в атмосферу вредные выбросы, ради собственного здоровья должны выбирать угольные фильтры, и менять их не раз в год, а дважды за год.
Прежде чем покупать салонник, загляните в руководство по эксплуатации, почитайте рекомендации производителя, сопоставьте эти значения с характеристиками фильтра, который вы хотите приобрести.
Цена не всегда является показателем высокого качества. Куда важнее, чтобы фильтр точно соответствовал конкретному авто, имел точные размеры и полноценно выполнял свои функции. Сначала смотрим на характеристики, а только потом на ценник. Учитывая нынешний ассортимент, есть реальная возможность за небольшие деньги купить действительно высококачественный фильтр салона.