Рейтинг автомобилей и товаров для них
Рейтинги автомобилей и автотоваров
Обзоры, сравнения и советы для автомобилистов

Какой мотор автомобиля лучше выбрать — дизельный или бензиновый

Спор автолюбителей о том, какой тип двигателя для транспортных средств лучше, длится уже несколько десятков лет. В вопросе о выборе мотора машины можно выделить два мнения — одно в пользу бензинового двигателя, другое — дизельного.

Дизельный двигатель Mercedes

Дизельный двигатель легкового автомобиля Mercedes Benz

На самом деле, истина не так однозначна. Оба типа имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые позволяют двигателям служить каждый для своей цели. Моторы почти не имеют общих черт, из-за чего невозможно выбрать вариант, который будет универсальным в любой ситуации. Сравнение двигателей нужно не для того, чтобы решить извечный спор, а чтобы водители, которым предстоит покупка автомобиля, смогли выбрать вариант, который подходит им лучше всего.

В России бензиновые двигатели распространены намного больше, чем дизельные. У этого есть ряд причин. В первую очередь, сделать объективный выбор зачастую мешает стереотип, что двигатель на «тяжёлом» топливе подходит только на крупные транспортные средства, которые использовались в сельском хозяйстве, перевозках, государственных учреждениях и в военных целях. Несмотря на то что грузовики, тракторы и прочая тяжёлая техника действительно оборудуются дизельным двигателем и по сей день, это не делает спектр его применения узким. Кроме того, даже в советское время дизель использовали Нива, Волга, Москвич и прочие машины (некоторые из них были предназначены только для экспорта).

Другой причиной слабого распространения дизельных двигателей в России является их позднее появление на массовом рынке, нежели бензиновых. Большинство моторов, которые использовали «тяжёлое» топливо, сильно уступали в развитии своим аналогам вплоть до девяностых годов. Прорыв, совершённый в технологии производства дизельных двигателей, позволил противопоставить их бензиновым — современные моторы, имеющие разные назначения, вытекающие из их преимуществ.

Таким образом, в наше время выбор между двумя типами моторов происходит исключительно по особенностям каждой из них. Время, когда дизельные агрегаты были дымными, шумными и токсичными. Выполняемые по современной технологии, они также не уступают бензиновым в динамичности и управляемости.

Сравнение бензинового и дизельного двигателя

Многие водители, приобретающие новый автомобиль, задаются вопросом о том, какой тип топлива предпочтителен для использования. Однозначного решения ситуации не существует, так как буквально единственная черта обоих типов моторов — система внутреннего сгорания. Таким образом, бензиновый и дизельный двигатели различаются во всех параметрах от устройства до эксплуатационных характеристик.

Бензиновый двигатель

Автомобиль с бензиновым двигателем

При сравнении следует учитывать, что те или иные преимущества и недостатки актуальны только при езде в определённой местности. Выбирая тип мотора, нужно рассматривать его параметры для конкретной страны. Так, эксплуатация в условиях СНГ существенно отличается от езды в любой другой местности.

Ходовые качества

Сравнивая бензиновый и дизельный двигатели, которые не имеют компрессоров, второй показывает себя намного лучше в плане удельной мощности. Это объясняется законом физики, согласно которому бензиновое топливо предоставляет большее количество энергии сгорая. Это, в свою очередь, непосредственно влияет на динамичность автомобиля. Ситуация в корне меняется, когда каждый из моторов оснащается компрессором, также известным как система турбонаддува. Турбированный двигатель, работающий на дизельном топливе, значительно превосходит аналогичный бензиновый. Система обеспечивает более полное сгорание объёма топлива, что говорит о более высокой эффективности, а главное — тяге как у бензинового мотора.

Турбированный дизельный двигатель

Современный турбированный дизель — 2.0l TDI BiTurbo

При этом следует учитывать, что мощность двигателя — не единственный параметр, который влияет на динамичность автомобиля. К примеру, скорость разгона машины скорее зависит от крутящего момента. Этот показатель более развит у дизельного мотора, что привело к высокой популярности серии BMW M — спорткаров, оснащённых трёхлитровыми дизельными агрегатами с турбокомпрессорами. Агрегаты подобного объёма не уступают в динамичности многолитровым бензиновым.

Коэффициент сгорания топлива в дизельном двигателе для легкового автомобиля — около 21 единиц. Бензиновый вариант, в свою очередь, имеет примерно 10. Именно благодаря этой разнице дизельные моторы имеют намного более высокую топливную эффективность. Их другое важное отличие от бензиновых — стабильное регулирование количества смеси в цилиндрах. Таким образом, во время цикла в систему сгорания всегда попадает одинаковое количество воздуха, тогда как объём топлива возрастает по мере увеличения нагрузки. Даже на максимальной мощности дизельный двигатель потребляет примерно в полтора раза меньше смеси, нежели бензиновый. Это положительно влияет на топливную эффективность, но негативно на динамичность, если только агрегат не имеет компрессора.

К преимуществам бензиновых двигателей в плане ходовых качеств относится более высокая мощность, а также лучший комфорт. Они производят меньше шума и вибрации, нежели дизельные моторы. Улучшение динамичности достигается благодаря более высокой частоте вращения.

Недостаток бензиновых моторов заключается в преимущественно количественном регулировании объёма топлива, поступающего в систему сгорания. На малой и средней мощности — именно так чаще всего эксплуатируется автомобиль — они имеют низкую степень сжатия, что сильно снижает эффективность смеси. Из этого вытекает сравнительно большой расход топлива. Так, КПД бензинового двигателя уступает дизельному варианту при сравнении номинальных показателей мощности примерно на 20% и более 40% на частичных режимах. Подтверждается это результатом множества экспериментов, где сравнивались бензиновый и дизельный автомобили. При этом двигатели имели идентичную мощность.

Многие инженеры пытались установить системы, которые хорошо себя проявляют на дизельном двигателе, на бензиновый — и наоборот. Одной из самых успешных попыток стала система HCCI от Мерседес. Её особенность устройства заключается в том, что бензин загорался при сжатии. Сейчас развитием технологии занимаются Мазда. Компания смогла вывести систему на массовый рынок. Эти моторы уступают немецким по функционалу, но являются намного более доступными.

Бензиновый двигатель с HCCI

Бензиновый двигатель с системой HCCI

Дороговизна эксплуатации

Дизельные двигатели отличаются экономичной эксплуатацией. Первое преимущество — более дешёвое топливо. В крайнем случае его можно купить с рук у водителей грузовиков и автобусов — это позволит сэкономить ещё сильнее, но увеличивается риск того, что дизель будет некачественным. Помимо низких цен на топливо, сами дизельные агрегаты эффективно и экономично его расходуют. Так, по сравнению с бензиновым он может потреблять на 50% меньше — и это не предел.

Как показывает сравнение, в двигателях с одинаковым объёмом и количеством лошадиных сил наименьшим расходом обладает именно дизельная система. Двухлитровый мотор с дизельной системой, установленный в лёгкий автомобиль, расходует порядка 7 литров топлива, тогда как бензиновый — от 11.

Следует отметить, что топливная эффективность дизельного двигателя снижается по мере уменьшения его объёма. Так, на 1,4-литровом агрегате расход бензина будет отличаться примерно на литр — его нельзя назвать большим. Тем не менее, более дешёвое дизельное топливо всё равно позволяет значительно выигрывать в плане экономии.

Другое преимущество заключается в высокой надёжности и долгом сроке службы. Дизельные моторы реже ломаются, а их ресурс позволяет проехать 2–3 миллиона километров даже грузовику.

К недостаткам дизельного двигателя в плане трат относятся следующие свойства:

  • Плохая сочетаемость с гибридной платформой, что не позволяет сделать автомобиль ещё более экономичным и экологически чистым;
  • Современные моторы имеют сложное устройство и требуют топливо только высокого качества. Это говорит о том, что сэкономить на смеси не получится — в противном случае придётся потратить намного больше на ремонт;
  • Неправильно настроенный или сломанный дизельный двигатель может расходовать в 2 и более раза больше топлива, чем бензиновый, у которого аналогичный дефект не так критичен.

Кроме того, ремонт дизельного двигателя обходится ощутимо дороже, чем в случае с бензиновым. В среднем, разница стоимости ремонта может составить от 20 до 70 процентов — это зависит от конкретной поломки.

Эксплуатация в мороз

Езда зимой — особая ситуация для автомобиля в России. Температура опускается до низких показателей, которые негативно сказываются на работе двигателя с любым типом топлива. Особенно сильно проявляется воздействие холода на дизельный агрегат.

Таким образом, работоспособность бензинового агрегата в мороз зависит от ёмкости АКБ и степени вязкости масла. Что касается дизельного агрегата — он зависит от качества топлива, которое, к тому же, сгущается на холоде. Кроме того, недобросовестные заправщики могут разбавлять смесь водой, которая замерзает и деформирует топливную систему.

Для того чтобы избежать неприятностей с мотором зимой, необходимо использовать специальные виды топлива и следить за их качеством. Альтернативой смеси для морозов являются присадки, которые заливают в бензобак. На некоторых автомобилях устанавливается система обогрева топливной системы, но это устройство значительно повышает ценник машины.

Завести дизельный двигатель

Завести дизельный двигатель в мороз может стать проблемой

Обслуживание и ремонт

Дизельный двигатель довольно прост в обслуживании. Главное, что следует учитывать — ему необходимы только качественные компоненты, такие как топливо, масло и прочее. На всех элементах должна быть маркировка, говорящая о том, что они подходят для использования на дизельной системе. Отдельное внимание нужно уделять свечам зажигания. В дизельных моторах они имеют специфическое устройство. Свечи накала незаменимы для создания рабочей температуры, которая позволяет добиться определённой степени сжатия и, наконец, возгорания смеси.

Несмотря на минимальную привязанность этого типа мотора к электронике, его первоначальный запуск нуждается в сильном стартере. Поэтому рекомендуется приобрести более мощный аккумулятор.

Примерно 10 лет назад для обслуживания дизельной системы было необходимо больше денег, чем для бензиновой. В наше время это утверждение несправедливо — стоимость примерно идентична. Дизельные моторы требуют более частой замены фильтров и масла (из-за плохого качества топлива в России), но компенсируют эти траты в других аспектах.

В отличие от регулярного обслуживания, ремонт дизельного двигателя является хоть и редким, но затратным мероприятием. Самый дорогой элемент — топливный насос высокого давления. Его ремонт может обойтись в сумму до ста тысяч рублей, тогда как установка нового сравнится с покупкой неплохой подержанной иномарки. Кроме того, эту услугу, как и множество других в отношении дизельного агрегата, оказывают не в каждом сервисе. Причина в низком распространении агрегатов, а, следовательно, малом количестве мастеров, так как эта ниша сложная и имеет малую рентабельность.

Топливный насос высокого давления

Топливный насос высокого давления для дизельного двигателя

Бензиновый двигатель имеет больше потребностей в плане обслуживания. Он нуждается в чёткой отладке системы впрыска топлива и настройки системы зажигания, которая содержит множество проводов, свечи и распределители.

Как и дизельный, бензиновый мотор периодически подвергается воздействию высоких температур во время езды. В первом случае система охлаждения, имеющая недостаток в виде больших габаритов, обычно справляется с задачей. В то же время владельцы бензиновой системы намного чаще встречаются на обочине рядом со своим автомобилем, из-под капота которого идёт пар.

Так или иначе, оба типа двигателя будут нормально работать при правильной настройке. Не учитывая расходы на ремонт, содержание дизельного и бензинового автомобиля обойдутся примерно в одну сумму.

Безопасность

Бензиновый двигатель довольно пожароопасен, тогда как возгорания дизельного практически не происходят. Происходит это из-за особенностей смесей — одна воспламеняется при контакте с электричеством, а другая — при высоком давлении. При утечке разных видов топлива водитель и окружающие подвергаются разному риску — в случае с дизелем он практически отсутствует.

Что касается экологической чистоты и токсичности, более «чистой» также является дизельная система. Пары бензина содержат больше вредных веществ, а топливная система сжигает меньший объём смеси — всё это попадает в воздух.

Комфортабельность

Дизельные двигатели отличаются более высоким уровнем шума. Причина этому — взрывы частиц, которые происходят при давлении более высоком, чем в бензиновой системе. Также дизельные машины имеют более интенсивный выхлоп с неприятным запахом. Так или иначе, эти отличия не являются критическими. Несколько лет назад дизельный двигатель можно было определить по чёрному выхлопу, тогда как сейчас они могут оказаться чище некоторых бензиновых.

Итог

Выбирая между двумя видами системы сгорания, водитель должен учитывать личные предпочтения и потребности, а также бюджет. Дизельные двигатели являются более надёжными, динамичными и экономичными в эксплуатации, но нередко — менее комфортными и дорогими в ремонте. Бензиновые же моторы кажутся более сбалансированными, но их повседневное использован

Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс